Даниил Гутов родился и вырос в Тогучине Новосибирской области. Девять лет назад вместе с семьей он переехал в крупный китайский город Шеньчжень
Сибиряк рассказал «Прецеденту» о режиме ЧС и сравнил меры борьбы с коронавирусом в Китае и России
— Даниил, Китай объявил о вспышке коронавируса еще в конце 2019 года. Замечали ли жители КНР признаки неизвестного заболевания ранее?
— Наверное, нет. По крайней мере, нигде об этом не писали. В канун китайского нового года (20-е января 2020 года) стали говорить о коронавирусе публично. До этого по Китаю всегда ходили какие-то инфекции — каждый год тут появляется что-то новое. Поэтому никто серьезно к коронавирусу не отнесся.
— Расскажите, как китайцы отнеслись к информации о коронавирусе: стали осторожнее или жили как обычно?
— Когда о вирусе стало известно — объявили о закрытии города Ухань. После этого население стало вести себя осторожнее. Еще до того, как власти обязали носить маски, люди сами стали одевать их. Многие заведения закрылись — сначала по своей инициативе, а потом — по указу властей.
— В какой момент власти Китая стали ужесточать профилактические меры?
— После китайского нового года в Шеньчжене закрыли общественные места. Власти Китая ввели режим ЧС: без масок не впускали в магазины, повсюду стали проверять температуру. Мы живем в закрытом жилом доме — на территорию нашего двора без масок также не пускали. Поначалу нарушителей никак не наказывали, однако через две недели стали привлекать к уголовной ответственности. То есть, если становилось известно, что если кто-то в результате нарушения заражал людей, то нарушителя привлекали к уголовной ответственности.
— Считаете ли вы, что введение таких мер помогло взять верх над вирусом?
— Благодаря изоляции власти быстро выявили зараженных людей и не дали вирусу распространиться. В то же время китайцы очень сознательно себя вели, сидя по домам. Они выходили только за продуктами. Здесь нельзя было увидеть гуляющих людей.
— Чем вы занимались во время китайской самоизоляции: что делали дома, куда выходили?
— Мы сидели дома — развлекались, как могли. Мы много читали — фильмы не особо любим смотреть. Занимались с детьми. Выходили на улицу исключительно за продуктами, дети при этом всегда сидели дома. Мы живем в жилом комплексе, состоящем из семи соединенных домов. На третьем этаже есть площадка с общим для всего дома изолированным садом. Он нас спасал: там мы гуляли и грелись на солнце.
— Есть версия, что китайские власти замалчивают реальное количество жертв от вируса. На ваш взгляд, может ли это быть правдой?
— У китайцев был не очень хороший опыт со вспышкой вируса SARA-CoV (тяжелый острый респираторный синдром) в 2005 году, когда они пытались скрыть число погибших. После этого мировое сообщество обвинило Китай в фальсификации данных. В этот раз власти решили пойти по пути прозрачности. Было разработано специальное приложение, в котором каждое утро обновлялись данные по числу умерших, зараженных и предположительных носителях вируса. Каждый дом, где находили зараженного, отмечали на карте — для этого также были специальные приложения. Все можно было отследить онлайн. Например, от нашего дома самый ближайший зараженный дом находился на расстоянии 800 метров. Я подозреваю, что какую-то часть информации китайские власти замолчали, но большая часть данных была открыта.
— Что власти Китая делают для предотвращения второй волны вируса?
— На данный момент китайские власти беспокоит новая категория заболевших — это так называемые бессимптомники. В Китае выявили уже 1 тысячу человек, у которых нет никаких симптомов, но они являются переносчиками вируса. Именно из-за людей, у которых заболевание протекает бессимптомно, может начаться вторая волна. Что касается бессимптомников. Сегодня в Китае все организовано. Везде размещены сканеры QR-кодов — в общественном транспорте, в магазинах, — с помощью которых любой полицейский может отсканировать QR-код на телефоне любого прохожего и китайцы послушно исполняют это требование. Все передвижения людей тщательно контролируется. Если выявляют больного, то просчитать круг его контактов, которые бессимптомно могут распространять вирус, не составляет труда.
— Было ли у России время подготовиться к коронавирусу, и насколько эффективно она воспользовалась этой возможностью?
— На мой взгляд, у России был шанс подготовиться к борьбе с вирусом, но этого не сделано. Китайцы вложили очень много сил в победу над инфекцией. Мощности Китая несравнимы с российскими. Даже число врачей намного больше. Когда произошла вспышка коронавируса, власти тут же мобилизовали несколько тысяч медиков. В китайских больницах всегда много пациентов. Поэтому китайские медики привыкли к большому наплыву больных. Ни в России, ни в странах Европы не привыкли к этому.
— Какие профилактические меры, на примере Китая, действительно эффективны?
— Считаю, что закрытие Москвы — это одна из главных мер. У меня есть знакомые, которые недавно без каких-либо проблем покинули Москву и отправились в другой город. Непонятно, были ли они заражены. Сейчас люди, спасаясь от коронавируса, полетели из столицы в глубинку, неся вирус с собой.
— Сегодня россияне не очень строго соблюдают рекомендации по самоизоляции. На ваш взгляд, к чему это может привести?
— Я понимаю людей, потому что сейчас в России не объявлен режим ЧС. Гражданам надо платить по счетам, а для этого им нужно работать. Обвинять людей в нарушении режима самоизоляции я не вижу смысла. Я думаю, что режим ЧС введут, только пока этот момент оттягивают. Теми мерами, которые сегодня используются в России, страна не сможет справиться с вирусом. Затягивание с введением чрезвычайных мер ставит экономику России под еще больший удар.
Алексей Коваленок